Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №18 г.Витебска имени В.С.Сметанина"
Цель: изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку.
Дата выполнения: октябрь 2022 – февраль 2023
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников: 47
Список учащихся:
Ответственный: Черкас Светлана Игоревна
Выполнение задания:
С наступлением холодного времени года, ежегодно, в нашей школе стартует акция «Помоги пернатому другу».
Целью акции является формирование у подрастающего поколения бережного отношения к природе и к миру птиц в том числе, зимующих в Витебском районе.
В рамках проекта «Зеленая школа» в государственном учреждении образования «Средняя школа №18 г. Витебска имени В. С. Сметанина» прошел ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания учащихся, их родителей, населения микрорайона школы к зимующим птицам.
Учителя нашей школы познакомили учащихся с правилами кормления птиц. В дополнение к этому были распространены среди учащихся памятки «Как правильно кормить птиц зимой» и «Что класть в кормушку».
В школе был объявлен конкурс «Лучшая кормушка». Учащиеся с 1 по 11 класс вместе со своими родными мастерили кормушки для зимующих птиц. Родители и дети творчески и ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. В ходе акции было изготовлено и развешено на территории школы и парка «Комсомолец» 16 кормушек для птиц.
Этот конкурс и хорошая традиция, приучающая ребенка заботиться о братьях наших меньших, и замечательное творческое занятие.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С развешиванием кормушек жизнь в саду оживилась. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека.
Несмотря на это, в течение октября - февраля мы наблюдали за прилетавшими к нашим кормушкам птицами. Сначала число птиц, прилетающих к кормушкам, было невелико. Но со временем оно возросло, так как в кормушках регулярно находился корм. Птицы быстро привыкли к кормушкам и, убедившись, что корм в них появляется регулярно, навещают их ежедневно. Наблюдения велись несколько дней в неделю. На кормушках нами были отмечены синицы и воробьи, часто прилетали вороны. Синицы активно передвигаются, застать ее неподвижной довольно тяжело. В кормушке птица также задерживается совсем ненадолго. Излюбленный корм синиц - это семена подсолнечника. Схватив одно семечко, птица сразу же удаляется от кормушки, иногда на соседнее дерево, а там уже, зажав его в лапке, спокойно расклевывает. Стоит отметить, что синицы ведут себя довольно робко (к нашему удивлению), держатся небольшими стайками по 4-5 особей, с осторожностью подлетают к кормушкам.
Самые массовые посетители кормушек – это домовые воробьи прилетающие стайками с численностью 7-10 особей. Они пугливы, в случае появления человека дружно вспархивают, но вскоре возвращаются для продолжения кормежки.
На территории школьного участка зимой с определенным постоянством можно встретить воробья домового, ворону, большую синицу, голубя сизого. Этих птиц можно встретить рядом со школой практически каждый день.
Иногда можно заметить стаи пролетающих снегирей.
В ходе выполнения работы нами были обнаружены:
№п/п |
Название |
Фотография |
1 |
Воробей домовый Passer domesticus
|
|
2 |
Ворона серая Corvuscornix
|
|
3 |
Голубь сизый Columbalivia
|
|
4 |
Синица большая Parusmajor
|
|
5 |
Снегирь обыкновенный Pyrrhulapyrrhula
|
|
Цель: изучить видовое разнообразие насекомых на территории учреждения образования
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников: 96
Список учащихся:
Ответственный: Черкас Светлана Игоревна
Выполнение задания: изучение видового разнообразия насекомых на территории учреждения образования проводился путем обхода территории школы. Определяли насекомых с помощью имеющихся знаний и сети Интернет. Полученную информацию фиксировали в тетрадь, которую в последующем обрабатывали, делали фотографии и коллекции насекомых (таблица 1). Также в ходе работы была составлена карта-схема пришкольной территории, на которой отмечены насекомые.
Таблица 1 – «Разнообразие насекомых на территории учреждения образования»
№п/п |
Название |
Фотография |
1 |
Белянка копустная Pieris brassicae
|
|
2 |
Домовый паук Tegenaria domestica |
|
3 |
Луговой шмель Bombus pratorum
|
|
4 |
|
|
5 |
Шершень обыкновенный Vespa crabro |
|
6 |
Комнатная муха Musca domestica |
|
7 |
Навозная муха Scatophaga stercoraria |
|
8 |
Паук-сенокосец Pholeus phalangioides |
|
9 |
Садовый клоп Lygus |
|
10 |
Майский жук Melolontha |
|
Цель: изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.
Дата выполнения: апрель – сентябрь 2022, апрель – июнь 2023
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников: 98
Список учащихся:
Ответственный: Черкас Светлана Игоревна
Выполнение задания: изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования проводился путем обхода территории школы. Определяли растения с помощью имеющихся знаний и сети Интернет. Полученную информацию фиксировали в тетрадь, которую в последующем обрабатывали, делали фотографии растений (таблица 1). Также в ходе работы была составлена карта-схема прищкольной территории, на которой отмечены дикорастущие травянистые растения.
.
Таблица 1 – «Видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования»
№п/п |
Название |
Фотография |
1 |
Сныть обыкновенная Aegopódium podagrária
|
|
2 |
Одуванчик лекарственный Taráxacum officinále |
|
3 |
Щаве́ль ко́нский Rúmex confértus
|
|
4 |
Адо́кса му́скусная Adóxa moschatellína
|
|
5 |
Тысячели́стник обыкнове́нный, или Поре́зная трава́ Achilléa millefólium |
|
6 |
Клевер лугово́й, или клевер красный Trifolium praténse |
|
7 |
Бу́дра плющеви́дная, Будра стелющаяся, собачья мята Glechóma hederácea
|
|
8 |
Чистоте́л большо́й Chelidónium május
|
|
9 |
Подоро́жник большо́й, или Подорожник бо́льший Plantágo májor |
|
10 |
Лопух малый Árctium mínus |
|
11 |
Жа́брица поре́зниковая Séseli libanótis
|
|
12 |
Маргари́тка многоле́тняя Béllis perénnis
|
|
13 |
Крапи́ва двудо́мная Urtíca dióica |
|