Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №18 г.Витебска имени В.С.Сметанина"
Цель: Провести изучение расходов воды в домашних условиях. Разработать памятки по уменьшению расхода воды дома.
Дата выполнения: апрель 2023
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников: 96 человек
Список учащихся:
Ответственный: Шлык Ольга Константиновна
Выполнение задания:
1. Был проведен анализ среднестатистического расхода воды в домашних условиях:
Общепринятыми нормами считаются следующие показатели:
Анализировались ежедневные потребности человека:
- приготовление пищи
- чистка зубов
- мытье посуды
- мытье овощей и фруктов
- принятие ванны или душа
- стирка
Приготовление пищи
Для проведения этого эксперимента мы взяли семь картофелин (такое количество необходимо для приготовления супа), почистили под проточной водой. В результате чистки картофеля мы истратили 6,0 литров воды.
Затем почистили и помыли точно такое же количество картофеля, используя кастрюльку. В результате чего использовали всего 1,5 литра воды.
Расчеты по использованию воды при приготовлении пищи
Приготовление пищи |
Количество использованной воды из под крана (л) |
Количество использованной воды в миске (л) |
за 1 раз |
6,0 |
1,5 |
3 раза в неделю |
3*6,0=18,0 |
3*1,5=4,5 |
За месяц |
12*6,0=72,0 |
12*1,5=18 |
За год |
144*6,0=864,0 |
144*1,5=216 |
Вывод: если почистить и помыть картофель в миске, то можно сэкономить 4,5 литра воды при однократном использовании, а если посчитать за год, то экономия воды составит 864,0-216,0=648,0 литров. И это только одна семья может сэкономить столько литров воды!
Чистка зубов
При включенной воде, используется 1,0 литр воды. Чтобы ополоснуть рот, достаточно одного стакана с водой (200мл).
Расчеты по использованию воды при чистке зубов
Чистка зубов |
Количество использованной воды из под крана (л) |
Количество использованной воды в стакане (л) |
за 1 раз |
1,0 |
0,2 |
За неделю |
14*1,0=14,0 |
14*0,2=2,8 |
За месяц |
60*1,0=60,0 |
60*0,2=12,0 |
За год |
730*1,0=730,0 |
730*0,2=146,0 |
Вывод: если чистить зубы, ополаскивая рот водой из стакана, то можно сэкономить за один раз 0,8 л воды, за неделю 14,0-2,8= 11,2 л,
за месяц 60,0-12,0=48,0 л, за год 730,0-146,0=584,0 л. А если семья состоит из трех человек, то можно сэкономить 3*584,0= 1 752,0 л. в год.
Мытье посуды
Под проточной водой вымыли посуду семьи из четырех человек. В результате было использовано 10 литров воды. Затем мы помыли и ополоснули это же количество посуды в миске и истратили 4,0 литра. А если воспользоваться посудомоечной машиной, то при экономном режиме используется 15- 20 литров воды.
Расчеты по использованию воды при мытье посуды
Мытье посуды |
Количество использованной воды из под крана (л) |
Количество использованной воды в миске (л) |
Количество использованной воды в посудомоечной машине (л) |
за 1 раз |
10,0 |
4,0 |
20,0 |
За неделю |
7*10,0=70,0 |
7*4,0=28,0 |
7*20=140,0 |
За месяц |
30*10,0=300,0 |
30*4,0=120,0 |
30*20,0=600,0 |
За год |
365*10,0=3 650,0 |
365*4,0=1460,0 |
365*20,0=7300,0 |
Вывод: при мытье посуды не держите постоянно кран открытым, либо мойте посуду в миске. Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытье в 3-5 раз. За один месяц экономного использования воды можно сэкономить 3 650,0-1460,0=2 190,0 литров.
Мытье овощей и фруктов
Мы все очень любим овощи и фрукты. Но чтобы избавить их от песка и грязи, зачастую приходится потратить большое количество воды. В нашем эксперименте мы потратили 8,0 литров воды при включенном кране.
Расчеты по использованию воды при мытье овощей и фруктов
Мытье овощей/фруктов |
Количество использованной воды из под крана (л) |
Количество использованной воды в миске (л) |
за 1 раз |
8,0 |
3,0 |
За неделю |
7*8,0=56,0 |
7*3,0=21,0 |
За месяц |
30*8,0=240,0 |
30*3,0=90,0 |
За год |
365*8,0=2920,0 |
365*3,0=1095,0 |
Есть выход: их можно мыть не под проточной водой, а в миске, при этом тратится всего лишь 3,0 литра воды. А в год мы можем сэкономить 2920,0-1095,0 = 1825,0 л.
Среднестатистические данные были получены по результатам эксперимента среди 96 участников, принимавших участие в исследовании.
2. Составление памяток по бережному отношению к воде
Учащиеся 7 “A” составляют памятку по рациональному использованию воды.
Памятка для экономии воды
Обязательно проверьте исправность кранов, ведь струйка воды за сутки может вылить почти 200 литров воды. Поэтому постарайтесь полностью закрывать кран!
Участники проекта: Скидан Варвара и Воробьева-Толстая Кира после “Урока бережливости” в группе продленного дня
Урок бережливости в 4 классе “Откуда берется вода”.
![]() |
![]() |
Урок по предмету “Человек и мир” “Значение воды в жизни человека”.
Театрализованная постановка на факультативных занятиях “Азбука Берегоши”.
Урок бережливости в группе продленного дня “ Зачем беречь воду”.
Цель: провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) и составить план действий по её сбережению
Дата выполнения: сентябрь 2022 – май 2023
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников: 50 человек
Список учащихся:
Ответственный: Шлык Ольга Константиновна
Выполнение задания:
Был проведён анализ эффективности использования воды в учреждении образования и разработан следующий план действий по её сбережению:
План мероприятий по водосбережению на 2022/23 учебный год
№ п/п
|
План работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
Проведенные мероприятия |
1. |
Проведение осмотра системы водоснабжения
|
ежемесячно |
Зам. директора по АХЧ
|
Проведение осмотра системы водоснабжения каждый 1-й понедельник месяца. |
2. |
Анализ водопотребления в учреждении образования
|
ежемесячно |
Шлык О.К. |
Анализ показаний счетчиков каждое 20-е число месяца. |
3. |
Проведение разъяснительной работы с учащимися и их родителями по вопросам экономии воды
|
на протяжении года
|
Классные руководители
|
Ежемесячное проведение "Уроков бережливости" |
4. |
Проведение разъяснительной работы с техническим персоналом по рациональному использованию воды в период работы на протяжении года
|
на протяжении года
|
Зам. директора по АХЧ
|
Ежемесячное информирование. |
5. |
Размещение табличек «Экономьте воду», «Берегите воду» в местах пользования водой
|
на протяжении года
|
Шлык О.К. |
1-я учебная четверть (ежемесячная проверка состояния) |
6. |
Проведение воспитательных мероприятий для учащихся школы по экономии воды
|
на протяжении года
|
Классные руководители
|
Классные часы по теме (ежемесячно) |
7. |
Назначить общественного инспектора по водосбережению |
сентябрь |
Киреенок Н.С. |
Осуществление ежемесячного контроля за проводимыми мероприятиями по водосбережению |
Общественный инспектор по энергосбережению Киреенок Н.С.
Цель: Изучить потребление воды в школе ( “Средняя школа №18 г. Витебска имени В.С.Сметанина”)
Дата выполнения: сентябрь 2022 - май 2023
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников: 50 человек
Список учащихся:
Ответственный: Шлык Ольга Константиновна
Выполнение задания:
1. Была составлена таблица мест потребления воды в учреждении:
Места потребления воды в учреждении образования
Помещение |
Умывальники |
Унитазы |
Столовая |
4 |
- |
Кухня |
3 |
1 |
Моечная |
2 |
- |
Туалет для девочек. 1 этаж |
2 |
4 |
Туалет для мальчиков. 2 этаж |
2 |
4 |
Туалет 2 этажа |
2 |
4 |
Кабинет физики |
1 |
- |
Кабинет химии |
1 |
- |
Медицинский кабинет |
1 |
- |
Кабинет трудового обучения |
2 |
- |
Всего |
20 |
13 |
2. Был проведен мониторинг показаний счётчиков учёта расхода воды в течении учебного года:
Расход количества воды в учреждении образования
Дата |
Расход воды в куб/м |
22.09.2022 |
280 |
21.10.2022 |
290 |
23.11.2022 |
190 |
24.12.2022 |
185 |
23.01.2023 |
192 |
22.02.2023 |
250 |
21.03.2023 |
242 |
22.04.2023 |
280 |
22.05.2023 |
255 |
Счетчики воды сами по себе не являются водосберегающими устройствами. Их основное назначение – учет количества использованной потребителями воды. Счетчики воды могут стать устройствами, стимулирующими рациональное водопотребление.