Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №18 г.Витебска имени В.С.Сметанина"
Цель: Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома.
Дата выполнения: Зима 2023
Участники: учащиеся 5-11 классов
Количество участников: 100
Список учащихся: Алешко Михаил, Афанасенко Арина, Барышев Максим, Белоус Виктория, Буринов Артур, Бурская София, Бурунова Виктория, Васехо Максим, Васильев Павел, Величко Станислав, Владимиров Никита, Войтеховский Данила, Войтеховская Карина, Воробьёва Дарья, Воронов Артём, Галаган Артём, Гамелина Полина, Голешева Ульяна, Гречихо Иван, Гридюшко Николай, Грядовкин Никита, Гудыно Владислав, Гуз Дарья, Гулидина Амелия, Гурьянова Арина, Дорофеева Яна, Дубровский Денис, Дунец Павел, Дунец Станислав, Ефремова Арина, Збужинский Станислав, Зимянин Максим, Ильюшко Павел, Исаченко Михаил, Кадушкевич Назар, Казакова Елизавета, Камович Ангелина, Карпов Андрей, Кашко Матвей, Климова Мария, Ковалёнок Илья, Колбасов Захар, Королёв Денис, Крестьянов Никита, Кофтерева Алина, Кривенко София, Кудракова Елизавета, Купцов Игнат, Кутькина Екатернина, Кучеренко Егор, Лакотко Дарья, Лаппо Максим, Леонова Алина, Лесникович Максим, Лисов Илья, Литвинов Захар, Лобач Матвей, Моисеенко Милана, Москвин Никита, Никитенко Елизавета, Павлючкова Полина, Петровский Никита, Печников Максим, Пистунович Валерия, Плаксунов Платон, Плешкова Милана, Подрез Ксения, Полей Алина, Половинский Дмитрий, Рашкевич Тимур, Рябушко Дмитрий, Самарина Александра, Семенидо Роман, Семёнова Ульяна, Симоненкова Анастасия, Скутов Ярослав, Смунёв Михаил, Солдатенко Александр, Ставер Валерия, Станкевич Илья, Сташевич Илья, Ткачёв Даниил, Толстякова Влада, Тримайлова Ева, Труфанов Даниил, Филиппович Полина, Французова Юлия, Фролов Никита, Ушал Дарья, Хайдин Михаил, Цыганков Виталий, Чернышев Илья, Чибинёв Никита, Чмыханкова Александра, Чуешов Илья, Шевцова Илона, Шестаков Никита, Юрченко Вадим, Яцук Артём, Яцук Роман.
Ответственный: Андрейчукова Елена Тимофеевна
Выполнение задания:
Участники снимали свои показания дома, считали расход электроэнергии и поясняли его изменения. Пример одной такой работы, выполненной учащейся 6 «А» класса Толстяковой Владой:
Таблица энергопотребления дома (двухкомнатная квартира, 43 м2)
Расход электроэнергии снизился за счёт замены лампочек энергосберегающими. Расход увеличивался в холодный период до включения отопления из-за использования обогревателей.
Внеся данные всех участников проекта и посчитав средний расход электроэнергии в их домах, получаем следующую диаграмму расхода электроэнергии за текущий учебный год.
Опыты
Опыт 1. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии у зажженной свечи. Оборудование: свеча, спички или зажигалка.
Демонстрация: учитель зажигает свечу. Предлагает детям поднести ладонь к пламени свечи слева или справа и описать словами свои ощущения.
Вывод: пламя свечи обладает тепловой энергией.
![]() |
![]() |
Опыт 2. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии человеческого тела. Оборудование: кусочки льда, одеяло.
Демонстрация: ученик помещает кусочек льда на ладонь. Лед тает.
Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
Ученик укутывается в одеяло. Ему становится очень тепло, так как одеяло удерживает тепло.
Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
Ученики работают в парах. Попеременно дети касаются рук друг друга (длительное рукопожатие).
Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
Опыт 3. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии электрической лампочки. Оборудование: включенная настольная лампа
Демонстрация: ученик приближает ладонь к электрической лампочке. Ладони становится тепло.
Вывод: включенная электрическая лампочка обладает тепловой энергией.
Памятки по рациональному использованию электроэнергии в доме и расходованию тепла размещены на стендах школы и в библиотеке.
![]() |
![]() |
Экономия тепла:
Экономия электрической энергии:
5 правил для уменьшения счетов за электричество:
1)Уходя из комнаты, выключайте свет.
Один из самых простых способов экономии — правильная привычка. Подсчёты говорят, что такой способ позволяет экономить до 30% электроэнергии. Если переучить себя трудно, то можно установить датчик движения с таймером — он включает свет, когда это нужно, или при длительном бездействии. К тому же, его можно запрограммировать так, как вам удобно.
2) Замените обычные лампы на энергосберегающие.
Если вам некомфортно без света во всех комнатах, то попробуйте заменить все лампочки на энергосберегающие. Они потребляют в три раза меньше электричества и рассчитаны на 10 000 часов работы против 1000 часов обычной лампочки. Таким образом они позволят сэкономить до 170 кВт/ч в год.
3) Приобретайте энергоэффективные бытовые приборы.
На всей бытовой технике вы можете найти пометки энергоэффективности. Ваша цель -пометки с буквой А, А+ и выше. Это высший класс энергоэффективности, и такая бытовая техника сэкономит вам в будущем много электроэнергии.
4) Используйте технику с умом.
Выбор энергоэффективной техники и ее более рациональное использование поможет значительно сократить расходы. Например, стиральную машину лучше не включать из-за одной пары брюк и рубашки — лучше стирать вещи реже, но с полной загрузкой барабана. Пылесос начинает потреблять больше энергии, когда переполняется пылесборник. Для экономии достаточно своевременно менять его. При глажке выбирайте режим для каждого типа ткани, избегайте высоких температур. Чтобы холодильник работал экономней, не ставьте его близко к источникам тепла, например, плите или батарее. А также регулярно размораживайте и чистите его.
5) Поставьте правильный счетчик.
Когда вся техника приведена в порядок, лампочки заменены, осталось только одно — заменить старый счётчик на современный. Статистика говорит, что большинство россиян пользуются однотарифными счётчиками, которые не учитывают дневной и ночной норматив — из-за этого за свет приходится платить по одному нормативу как днём, так и ночью. Только в ночное время цены на электричество гораздо ниже. Чтобы всё было честно, установите двух- или трёхтарифный счётчик, который позволяет распределить нормативы в зависимости от времени суток.
![]() |
![]() |
Цель: провести изучение расходов тепла в школе
Дата выполнения: зима 2023
Участники: учащиеся 5-11 классов
Количество участников: 37
Список учащихся: Алешко Михаил, Барышев Максим, Буринов Артур, Бурская София, Войтеховская Карина, Гурьянова Арина, Дунец Павел, Ефремова Арина, Колбасов Захар, Кривенко София, Купцов Игнат, Кутькина Екатернина, Лакотко Дарья, Лаппо Максим, Леонова Алина, Лобач Матвей, Моисеенко Милана, Павлючкова Полина, Пистунович Валерия, Плаксунов Платон, Плешкова Милана, Подрез Ксения, Полей Алина, Рашкевич Тимур, Самарина Александра, Семенидо Роман, Семёнова Ульяна, Симоненкова Анастасия, Солдатенко Александр, Ставер Валерия, Толстякова Влада, Филиппович Полина, Хайдин Михаил, Цыганков Виталий, Чернышев Илья, Юрченко Вадим, Яцук Артём.
Ответственный: Андрейчукова Елена Тимофеевна
Выполнение задания:
Для достижения результатов важна хорошо продуманная система. Чтобы обозначить основные направления в области ресурсосбережения здания, нужно понять, где ее слабые места. Таких уязвимых точек оказывается достаточно (оконные и дверные проёмы). На следующих планах они указаны знаком .
Здание школы построено в 1937г., материал стен здания - кирпич, керамзитобетоновые панели, площадь здания – 3600 кв. м, год последнего ремонта здания 2018 (ремонт пищеблока), 2020 (ремонт крыши). В школе давно искали решение, как сделать более эффективными старые коммуникации и улучшить состояние окон.
1) Самые большие теплопотери происходят через оконные проемы и окна. Проблемные окна приводят к бесполезному расходованию огромного количества энергии на отопление. Средняя потеря тепла через деревянные окна составляет около 45%, что в пересчете на школу означает около 136 Гкал в год. Проводятся ремонтные работы по замене деревянных окон на стеклопакеты в спортивном и актовом залах, в кабинетах (127 окон - стеклопакеты из 276 общего количества, что составляет - 46%). Однако в здании много еще старых деревянных окон, главная проблема которых — это щели между переплетом и коробкой. Проблему устраняем путем установки стекла на силиконовые герметики, используем новый штапик и утеплитель, производим замену треснутого стекла на цельное полотно.
2) В классах и коридорах при проведении ремонтных работ использовались светлые тона, чтобы лучше использовать естественный свет и обеспечить большую светоотдачу.
3) Энергосберегающие лампы расходуют в 5 раз меньше электрической энергии, чем лампы ДРЛ, ЛОН и ДРВ, не теряя при этом установленной светопередачи. Для установки энергосберегающей лампы не требуется дополнительного оборудования. В готовую лампу встроена вся электронная комплектация, в том числе пускорегулирующее устройство. Замена недостаточно эффективных ламп, в том числе ламп накаливания в системах освещения школы, дает возможность реализовать потенциал энергосбережения.
![]() |
![]() |
![]() |
4) В столовой школы в 2021 году был проведен капитальный ремонт (покраска светлой краской стен, установка энергоэффективного оборудования и ремонт системы вентиляции).
5) Устранены «мостики холода»: утеплены двери на входе в школу и на пути эвакуации учащихся, устранены щели в фундаменте, усилены шпаклевочные швы, утеплены трубы отопления и горячего водоснабжения в тепловом пункте.
6) Произведена замена батарей в учебных помещениях.
![]() |
![]() |
7) Произведена замена дверей на запасных выходах, что также снижает теплопотери.
8) Проводится еженедельный мониторинг расхода ТЭР, контролируется и налаживается регуляторы температуры согласно температурному графику в тепловых узлах. Ежемесячно проводится анализ использования ТЭР, согласно которому составляется отчёт, делается вывод экономии и предоставляется в контролирующие организации.
Месяц снятия показа ний |
Дата снятия показа ний |
Время снятия показа ний |
Температура на улице, 0С |
Показания прибора учета тепла, (Q) МВт |
Объём теплоноси теля, (V) м3 |
Мгновен ный расход теплоносите ля, (G) м3/ч |
Темпера тура теплоно сителя, (t) 0С |
Время работы прибора (Тобщ) час |
Октябрь, 2022 год |
05.10 |
1300 |
+10 |
6664,8 |
225337 |
3,2 |
61/40 |
111076 |
12.10 |
1300 |
+11 |
6674,1 |
225656 |
1,1 |
62/37 |
111243 |
|
19.10 |
1300 |
+7 |
6684,4 |
226013 |
1,3 |
59/31 |
111414 |
|
26.10 |
1330 |
+10 |
6693,9 |
226335 |
2,3 |
61/36 |
111580 |
|
31.10 |
1100 |
-4 |
6700,0 |
226542 |
3,6 |
63/43 |
111698 |
|
Q=6700-6664,8=35,2 (МВт); Q=35,2*0,86=30,272 (Гкал); |
||||||||
Т=111698-11072=626 (часов); Т=626:24=26 (суток) |
||||||||
Ноябрь, 2022 год |
01.11 |
0800 |
+10 |
6700 |
226542 |
4,1 |
63/43 |
111719 |
08.11 |
0800 |
+6 |
6710 |
226868 |
3,3 |
63/38 |
111886 |
|
15.11 |
1300 |
+2 |
6721,8 |
227258 |
2,8 |
64,2/41 |
113089 |
|
22.11 |
1300 |
-3 |
6741,7 |
227944 |
4,8 |
68,8/71,7 |
112226 |
|
30.11 |
1300 |
-5 |
6763,9 |
228774 |
3,9 |
74/41,7 |
112420 |
|
Q=6763,9-6700=63,9 (МВт); Q=63,9 *0,86=54,954 (Гкал); |
||||||||
Т=112420-111698=722 (часов); Т=722:24=30 (суток) |
||||||||
Декабрь, 2022 год |
01.12 |
1300 |
-5 |
6767,1 |
228868 |
3,4 |
62/47 |
112465 |
08.12 |
1300 |
0 |
6789,9 |
229572 |
3,8 |
65/42 |
112610 |
|
16.12 |
1300 |
-3 |
6812,5 |
230400 |
4,5 |
74/41 |
112800 |
|
22.12 |
1300 |
+2 |
6831,7 |
231032 |
4,8 |
63/42 |
113045 |
|
31.12 |
1300 |
+4 |
6852,7 |
231825 |
3,5 |
62/41 |
113161 |
|
Q=6852,7-6763,9=88,8 (МВт); Q=88,8*0,86=76,368 (Гкал); |
||||||||
Т=113161-112420=741 (часов); Т=626:24=31 (суток) |
||||||||
Январь, 2023 год |
03.01 |
0930 |
+1 |
6858 |
232029 |
1,2 |
62/27 |
113230 |
10.01 |
0830 |
-5 |
6877 |
232471 |
1,5 |
76/35 |
113377 |
|
17.01 |
1300 |
+2 |
6898 |
233136 |
4,7 |
63/44 |
113569 |
|
24.01 |
1300 |
0 |
6914 |
233783 |
5,2 |
65/43 |
113737 |
|
31.01 |
1300 |
+2 |
6933 |
234531 |
3,1 |
63/40 |
113905 |
|
Q=6933-6852,7=80,3 (МВт); Q=80,3*0,86=69,058 (Гкал); |
||||||||
Т=113905-113161=744 (часов); Т=744:24=31 (суток) |
||||||||
Февраль, 2023 год |
01.02 |
1300 |
+2 |
6936 |
234646 |
2,0 |
63/42 |
113931 |
08.02 |
1300 |
0 |
6956 |
235399 |
3,6 |
67/40 |
114123 |
|
15.02 |
1300 |
+1 |
6978 |
236238 |
2,3 |
64/36 |
114291 |
|
22.02 |
1300 |
-9 |
6992 |
236753 |
4,4 |
70/41 |
114434 |
|
28.02 |
1000 |
-8 |
7010 |
237315 |
4,5 |
76/48 |
114574 |
|
Q=7010-6933=77 (МВт); Q=77*0,86=66,22 (Гкал); |
||||||||
Т=114574-113905=669 (часов); Т=669:24=28 (суток) |
||||||||
Март, 2023 год |
01.03 |
1300 |
0 |
7014 |
237508 |
4,4 |
66/41 |
114601 |
10.03 |
1300 |
-4 |
7038 |
238476 |
4,2 |
74/44 |
114870 |
|
17.03 |
1300 |
+6 |
7056 |
239141 |
3,4 |
63/37 |
114975 |
|
24.03 |
1300 |
+5 |
7069 |
239689 |
2,3 |
61/33 |
115152 |
|
31.03 |
0930 |
+1 |
7083 |
240239 |
2,9 |
62/45 |
115319 |
|
Q=7083-7010=73 (МВт); Q=73*0,86=62,78 (Гкал); |
||||||||
Т=115319-114574=745 (часов); Т=745:24=31 (суток) |
||||||||
Апрель, 2023 год |
03.04 |
1300 |
+1 |
7089,4 |
240472 |
8,7 |
63/39 |
115393 |
07.04 |
1300 |
+13 |
7098 |
240804 |
2,0 |
62/36 |
115431 |
|
12.04 |
1300 |
+16 |
7104,1 |
241009 |
2,5 |
62/46 |
115608 |
|
19.04 |
1300 |
+16 |
7113 |
241314 |
2,4 |
61/37 |
115777 |
|
30.04 |
1300 |
+11 |
7120,9 |
241610 |
0,5 |
58/25 |
116052 |
|
Q=7120,9-7083=37,9 (МВт); Q=37,9*0,86=32,594 (Гкал); |
||||||||
Т=116052-115319=733 (часов); Т=733:24=30 (суток) |
Цель: Изучить потребление электроэнергии в школе, указать приборы, потребляющие энергию и их расположение в школе.
Дата выполнения: сентябрь 2022 – май 2023
Участники: учащиеся 5-11 классов
Количество участников: 17
Список учащихся: Барышев Максим, Буринов Артур, Войтеховская Карина, Гурьянова Арина, Дунец Павел, Ефремова Арина, Лаппо Максим, Лобач Матвей, Моисеенко Милана, Плаксунов Платон, Плешкова Милана, Самарина Александра, Симоненкова Анастасия, Солдатенко Александр, Толстякова Влада, Филиппович Полина, Юрченко Вадим.
Ответственный: Андрейчукова Елена Тимофеевна
Выполнение задания:
Показания счетчиков и расхода электроэнергии за сентябрь 2020 – апрель 2023 года
Дата |
Показание счётчика в столовой |
Показания счётчика в школе |
Расход в столовой, КВт |
Расход в школе, КВт |
Общий расход, Квт |
18.09.2020 |
3561 |
8964 |
2440 |
1500 |
3940 |
19.10.2020 |
3660 |
9067 |
3960 |
3090 |
7050 |
20.11.2020 |
3745 |
9184 |
3400 |
3510 |
6910 |
18.12.2020 |
3842 |
9323 |
3880 |
4170 |
8050 |
20.01.2021 |
3898 |
9421 |
2240 |
2940 |
5180 |
19.02.2021 |
3995 |
9530 |
3880 |
3270 |
7150 |
19.03.2021 |
4082 |
9604 |
3480 |
2220 |
5700 |
18.04.2021 |
4169 |
9651 |
3480 |
1410 |
4890 |
20.05.2021 |
4269 |
9710 |
4000 |
1770 |
5770 |
21.06.2021 |
4361 |
9732 |
3680 |
660 |
4340 |
20.07.2021 |
4377 |
9740 |
640 |
240 |
880 |
21.08.2021 |
4378 |
9743 |
40 |
90 |
130 |
|
|
|
|
Всего за год: |
59990 |
24.09.2021 |
252 |
2702 |
3120 |
2220 |
5340 |
20.10.2021 |
333 |
2770 |
3240 |
2040 |
5280 |
19.11.2021 |
410 |
2872 |
3080 |
3060 |
6140 |
20.12.2021 |
503 |
3005 |
3720 |
3990 |
7710 |
20.01.2022 |
558 |
3100 |
2200 |
2850 |
5050 |
21.02.2022 |
652 |
3204 |
3760 |
3120 |
6880 |
22.03.2022 |
741 |
3268 |
3560 |
1920 |
5480 |
25.04.2022 |
828 |
3325 |
3480 |
1710 |
5190 |
20.05.2022 |
910 |
3363 |
3280 |
1140 |
4420 |
20.06.2022 |
1007 |
3392 |
3880 |
870 |
4750 |
20.07.2022 |
1026 |
3403 |
760 |
330 |
1090 |
17.08.2022 |
1027 |
3411 |
40 |
240 |
280 |
|
|
|
|
Всего за год: |
57610 |
20.09.2022 |
1104 |
3471 |
3080 |
1800 |
4880 |
21.10.2022 |
1229 |
3586 |
5000 |
3450 |
8450 |
21.11.2022 |
1312 |
3696 |
3320 |
3300 |
6620 |
21.12.2022 |
1430 |
3851 |
4720 |
4650 |
9370 |
23.01.2023 |
1488 |
3975 |
2320 |
3720 |
6040 |
22.02.2023 |
1596 |
4088 |
4320 |
3390 |
7710 |
20.03.2023 |
1681 |
4148 |
3400 |
1800 |
5200 |
20.04.2023 |
1764 |
4206 |
3320 |
1740 |
5060 |
|
|
|
|
Всего: |
53330 |
Энергопотребление с каждым учебным годом снижается за счёт выполнения ряда запланированных на год мероприятий:
Информирование о рациональном использовании ресурсов на стендах «Энергосбережение в быту» и «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства».
![]() |
![]() |
Приборы, потребляющие энергию и их расположение в школе
На 1 этаже: телевизор в холле; швейные машинки и утюг в мастерской девочек; токарный станок в мастерской мальчиков; микроволновка, 2 холодильника в буфете; пароконвектомат, посудомоечная машина, жарочный шкаф, кухонные плиты, мясорубка, машинка для нарезки, холодильники и другие кухонные приборы в столовой.
На 2 этаже: телевизор в кабинете химии, 11 компьютеров в кабинете информатики, а также 1 - в приёмной директора, 3 - в кабинете заместителей, 2 – в методическом кабинете, 2 – в кабинете социальных педагогов, 2 – в кабинете программистов.
На 3 этаже: телевизор в кабинете физики, компьютер и проектор – в кабинете истории, мульти борт – в кабинете русской литературы, музыкальная аппаратура – в актовом зале.
Наибольшее количество энергии потребляет столовая, так как там находится много используемых постоянно приборов, потребляющих большое количество энергии. Это очевидно по диаграмме потребления энергии в столовой и школьных помещений за 2021/2022 учебный год.