Родителям будущих первоклассников

Советы родителям будущих первоклассников

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

Что необходимо иметь будущему первокласснику?

 

В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283 (в редакции от 02.12.2019 №180), приём документов в I классы учреждений общего среднего образования будет осуществляться с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест документы могут быть поданы до 28 августа.

График приема документов в I классы: с понедельника по пятницу в первой половине дня с 8.00 до 13.00, во второй половине дня с 15.00 до 20.00, а также в субботу.

Прием документов в I классы ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска" осуществляется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), статьи 270 Кодекса.

В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

В первую очередь  в I классы ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска" принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения образования. При наличии свободных мест в учреждении образования могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В 1 КЛАСС 

  1. Заявление (пишется на бланке школы)
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Медицинская   справка   с заключением  о готовности ребёнка  к  обучению  в  школе.
  4. Карта прививок.
  5. Заключение ЦКРОиР (если таковое имеется для получения помощи учителя-дефектолога)
  6. Паспорт одного из законных представителей для ознакомления с регистрацией. 

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска", совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утверждённым графиком лицами, определёнными ответственными за приём документов.

Для приёма заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска", установлен следующий порядок. Заявления принимаются руководителем  ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска" в период с 12 июня по 15 августа во время приёма  граждан и регистрируются в специально отведённой для этих целей книге регистрации заявлений. Приём документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска" на свободные места осуществляется в порядке очерёдности подачи заявлений.

В случае обращения до 12 июня к руководителю ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска" родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне ГУО "Средняя школа №18 г.Витебска", заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое даётся ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Советы родителям будущих первоклассников

  • Если ребенок не хочет идти в школу, значит он к ней не готов. Ваша задача - создать в семье благоприятный эмоциональный фон, связанный с предстоящим обучением в школе, уделить внимание развитию познавательных способностей ребенка, приобретению им навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
  • Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов.
  • Поиграйте с ребенком в школу. Приучите его к тому, что его будут называть по фамилии, и что ничего обидного в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.
  • Следите за своими эмоциями. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке те трудности, с которыми он может столкнуться.
  • По возможности как можно раньше познакомьте ребенка с будущей учительницей, покажите ему школу, класс.
  • Заранее продумайте, как сделать первый школьный день радостным для ребенка. Собирайте ребенка в школу с праздничным настроением, весело. После школы организуйте семейный праздник.
  • Первые два месяца учебного года целиком посвятите тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Не забывайте, что шестилетнему ребенку необходимы игры и прогулки.
  • Малышу будет легче привыкнуть к школе, если его заранее ориентировать на то, что учеба - это труд, который требует усилий и старания. Важно, чтобы ребенок понял, что любой труд предполагает трудности, которые нужно постараться преодолеть, именно этим он и интересен.
  • Обязательно интересуйтесь школьными новостями, так как в 1 классе отметок не выставляют, спрашивайте, что нового узнал ребенок, что на уроке показалось самым интересным, в какие игры играли, чему он научился, что больше всего запомнилось. если у малыша что-то не получается, он прежде всего должен чувствовать поддержку и видеть вашу уверенность в том, что это временные трудности, с которыми он обязательно справится. Ребенок имеет право что-то не знать и не уметь, ведь в школу  он пошел, чтобы учиться, а не демонстрировать уже имеющиеся достижения. Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите за самый маленький успех!

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь четко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, "В зоопарке", "На детской площадке", "Отдых на море", "За грибами" и т.д.);
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • знать автора прочитанного стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки +, - , =, <,>,;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать 2 группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг и т.д.;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: "налево", "направо", "вверх", "вниз", "раньше", "позже", "перед", " за", "между";
  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику  необходимо:

  • уметь различать  по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, ...);
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей, ...);
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья, увядающая трава, сбор урожая...);
  • знать названия 1-3 комнатных растений;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1.Социально-психологическая готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемной ситуации общения, признает авторитет взрослых);
  • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

  2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц рук ( рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять "выше - ниже", "вперед - назад", "слева - справа");
  • координация в системе "глаз - рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным словом: "слово - картинка" либо "слово - ситуация").

 

Будущему первокласснику необходимо иметь:


1. Светоотражающий элемент (фликер).
2. Школьную форму, которая предполагает деловой стиль одежды. 
3.Сменную обувь. Согласно санитарным требованиям в качестве сменной обуви учащимися не должны использоваться спортивная обувь, домашние тапочки, сланцы, шлепки. (Сан Н и П от 27.12.12, п. 124)
4. Спортивную форму и обувь (кеды, лучше кроссовки). Учащиеся допускаются к спортивным занятиям только в спортивной одежде и обуви. (Сан Н и П от 27.12.12, п. 113) 
5. Школьные принадлежности: 
- цветной картон (формат А4);
- клей (ПВА, клей-карандаш);
- ножницы в футляре с тупыми концами; 
- блок для рисования; 
- простые карандаши – 2 шт.; 
- заточенные цветные карандаши;
- тетрадь в крупную клетку – 2 шт.; 
- деревянную линейку; 
- ручки (синего цвета, шариковые) – 2 шт.; 
- натуральные кисточки для рисования (толстая и тонкая);
- пластилин (восковой);
- гуашь;
- математический веер(1-20) 
- цветную бумагу (формат А4);