Левшам приходится не просто в некомфортном для них праворуком мире. Особенно тем, кто в этот мир только – только вступает.
С самого рождения левшей окружают предметы, которые приспособлены для правой руки. У левшей не остается выбора: приходится привыкать к неудобным, но необходимым вещам. Правда, примерно до пяти лет ребенку все равно, какой рукой пользоваться. Настоящие сложности начинаются со школьной скамьи.
Сколько мук приходится претерпевать левше в школе, о которых его одноклассники и не догадываются. Начиная с первого урока, где просят взять ручку в правую руку, правильно положить руки на парте: левая внизу, правая вверху. Сидеть за партой справа левше неудобно: сосед без конца толкает его под руку. Поэтому левшу рекомендуют сажать слева и лучше не на проходе, чтобы ему не мешали.
Очень часто родители не знают, как обучить детей «леворукому письму». Есть несколько способов. Первый: рука расположена так же, как располагается рука праворукого человека при письме, лист бумаги лежит вдоль левой руки, с наклоном вправо. В этом случае рука ребенка находится над строкой. Вторая манера письма называется «инвертной»: тетрадь по отношению к ребенку наклонена влево, кисть руки повернута в сторону груди. Но каждый маленький левша сам должен выбрать тот способ, который удобен именно ему.
Психологи отмечают, что сложности возникают и с ориентацией в пространстве, в тетрадных клетках и линейках. Левши могут путать право и лево, а иногда даже верх и низ.
В тетрадках левшей можно обнаружить немало удивительного. Они часто игнорируют левую часть прописи и смело «выезжают» на соседнюю страницу. Или вовсе начинают писать с правой стороны листа. У левшей намного чаще, чем у их ровесников, возникают проблемы с почерком, написанием ровных строчек.
Не слишком чтят левши знаки переноса и порой безжалостно втискивают конец слова в строку, либо оставляют полстроки пустой.
Опытные педагоги признаются, что нередко трудности у левшей вызывает чтение и математика из-за особенностей их пространственных представлений, зрительной и слухомоторной координации. Например, освоив устный счет, леворукий ребенок может испытывать затруднения с письменными вычислениями в столбик. Хотя, конечно, эти трудности знакомы далеко не всем левшам.
По статистике тридцать лет назад количество левшей составляло около 19% (включая переученных в детстве в правшей). Сейчас в мире более 30% людей леворукие. И их количество постоянно увеличивается. С чем это связано ученые пытаются выяснить.
Лет 10-20 назад считалось, что левшей необходимо в раннем детстве переучивать. Иначе в дальнейшем им будет очень трудно жить в мире, где основная часть населения - правши. Поэтому воспитатели, учителя и родители зорко следили за леворукими детьми. И при попытках взять ручку или ложку "не в ту руку" принимали меры. На самом деле переучивание левшей в правшей, абсолютно бессмысленное занятие.
В 1980 году профессор Анатолий Чуприков впервые публично заявил, что переучивать леворуких вредно. А 13 августа 1992 года в календаре появился новый праздник – День левшей, организованный по инициативе британского Клуба левшей. Сейчас психологи пришли к выводу, что делать этого нельзя. Подобное переучивание может привести к весьма печальным последствиям, начиная от заикания и заканчивая сильными нервными срывами. Наверное, именно отказ от переучивания, является одной из основных причин резкого увеличения количества левшей.
В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, - левой рукой и ногой.
Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.
На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.
Кстати в профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке. Это связанно с тем, что большинство противников правши и соответственно левый фланг у них менее защищен. Именно поэтому леворукие и левоногие футболисты, хоккеисты, баскетболисты и боксеры очень высоко ценятся.
Подводя итог всему сказанному, хочется задать вопрос, а легко ли быть левшой?
В быту и на производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких людей. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Конечно, со временем практически ко всем "правым" предметам можно привыкнуть, за редким исключением. Наверное, единственное, к чему невозможно приспособиться левшам, это ножницы.
Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.
Тесты, которые помогают отличить правшей от левшей
Ребёнку можно предложить следующие упражнения, и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:
- сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
- любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;
- не торопить ребенка.
Для определения преобладающей руки у ребенка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.
Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
Пусть ребёнок вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
Предложите ребёнку 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.
Проверьте себя:
Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Та рука, которая окажется сверху, для вас является ведущей.
Понаблюдайте, какая рука сверху, когда вы аплодируете.
Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу: пальцы ведущей руки обычно на пару миллиметров длиннее.
Возьмите карандаш. Выберите объект и смотрите на него через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень смещается при закрытом левом глазе, он – ведущий, если при закрытом правом, то ведущий глаз правый.
ТЕСТ
Отвечая на вопросы, записывайте цифры:
«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла
- Какой рукой вы обычно пишите?
- Какой рукой вы рисуете?
- Какой рукой вы кидаете мяч?
- В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
- В какой руке держите зубную щетку?
- В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
- В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
- Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
- Какой рукой вы используете ластик?
- Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
- Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
- В какой руке вы держите мухобойку?
Результаты:
33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24 = Амбидекстр
20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша
Рекомендации для родителей
1.Родителям маленького левши следует с самого начала наладить контакт с педагогом.
2.Чтобы ребенок не чувствовал своей оторванности от класса и не воспринимал леворукость как странность или даже болезнь, надо рассказать ему о его исключительности, объяснить, что не все дети используют левую руку, как он.
3.Любите своего ребенка, таким, какой он есть! Помните, леворукость - это не болезнь, это норма!
4.Не забывайте о повышенной эмоциональности, и впечатлительности левшей, будьте чуткими и доброжелательными с ним.
5.Создайте благоприятный климат для него в семье. Чтобы все в семье смирились с тем, что он левша, чтобы при ребенке не высказывали своего беспокойства и сомнений, о том, переучивать его или нет!
6.Бывает, что левши излишне упрямы! Не ругайтесь с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постарайтесь завуалировать какой-нибудь игрой. Когда ребенок вырастет, упрямство превратится в целеустремленность, и способность отстаивать свою точку зрения!
7.Хвалите за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или музыкальный дар.
8.Не сопоставляйте его с другими детьми, сравнивайте его с самим собой, говорите, что сегодня ты справился с заданием быстрее, чем вчера, или что, сегодня ты менее внимательный.
9.Семья должна помочь ребенку в становлении адекватной самооценки. Часто из-за сомнений в семье – переучивать его или нет, или от беспокойства родителей, что ребенок не такой как все, у ребенка появляется комплекс неполноценности! Он начинает стесняться, или даже маскировать свою леворукость!
10.Воспринимайте его таким, какой он есть, любите, и тогда леворукость не превратится в проблему!