Рекомендации по ведению беседы при актуальном суицидальном поведении несовершеннолетнего
- Не впадайте в замешательство и не показывайте, что вы шокированы темой разговора.
- Спокойно, открыто и прямо говорите о происходящем, называйте происходящее своими словами (желание лишить себя жизни, намерение уйти из жизни, попытка убить себя).
- Установление доверительного контакта – важнейшая задача.
- Уважительно относитесь к молчанию, ребенку без сомнения непросто говорить о том, что он чувствует и думает.
- Тактично и открыто принимайте подростка как личность. Мимикой, интонацией выражайте свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, симпатию и сопереживание к нему.
- Покажите ребенку, что он нам важен, мы беспокоимся о нем.
- Не пытайтесь улучшить и исправить эмоциональное состояние подростка. Ему больно. Очень. Покажите, что вы это понимаете.
- Не преуменьшайте (не обесценивайте) боль, переживаемую подростком. Высказывания типа «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают подростку, что его не понимают.
- Принимайте проблемы подростка серьезно. Говорите о них открыто и откровенно. Задавайте вопросы прямо, в искренней и спокойной манере. Оценивайте их значимость с точки зрения подростка, а не со своей собственной или общепринятой.
- Говорите так, как будто Вы обладаете неограниченным запасом времени.
- Попытайтесь выяснить причины суицидальных намерений, но не настаивайте на их обсуждении, если для собеседника это слишком тяжело.
- Побудите собеседника выразить свои чувства, связанные с проблемной областью.
- Спросите, приходилось ли ему ранее рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос может подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной изоляции или самоизоляции.
- В беседе ищите ситуации, в которых собеседник любим или нужен.
- Сосредоточиться на том, чтобы показать ребенку все его достоинства и сильные стороны, заставить увидеть себя ценной и уникальной личностью.
- Возрождайте надежду и ищите альтернативы самоубийству, возможности выхода из болезненной ситуации.
- Дать ему понять, что все в жизни, кроме смерти, меняется.
Вопросы, которые следует задать ребенку, который может совершить самоубийство и обратился к Вам за помощью:
- Как дела? Как ты себя чувствуешь?
- Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
- Что ты собираешься делать?
- Ты надумал покончить с собой?
- Как бы ты это сделал?
- А что, если ты причинишь себе боль?
- Если на шкале «хорошее самочувствие» стоит на отметке «0», а «желание совершить самоубийство» на отметке «10», то на какой бы отметке ты расположил бы твое теперешнее состояние?
- Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось? На какой отметке шкалы ты был в то время?
- Если б я попросил бы тебя пообещать мне не причинять себе боль, то ты бы смог это сделать?Что бы помешало тебе дать обещание?
- Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом?Что могло бы помочь сейчас?
- От кого ты бы хотел эту помощь получить?
- Знают ли твои родители, что ты испытываешь такие трудности, сложности, душевные муки?
- Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом (психотерапевтом, неврологом)?
- Если бы тебе пришлось пообещать не убивать себя, смог бы ты сдержать свое слово? На какое время?