РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

«Виртуальная реальность: возможности и опасность»

27.03.2024

27 марта 2024г. в рамках  Родительского университета педагог-психолог Козлова Елена Валерьевна провела консультацию с законными представителями 5 «А» класса на тему: «Виртуальная реальность: возможности и опасность»

свернуть

«Профилактика насилия в семье», «Маркеры суицидального риска», провела практикум «Как разговаривать с подростком».

21.03.2024

21.02.2024г. Педагог-психолог школы Козлова Елена Валерьевна выступила перед законными представителями учащихся в рамках Родительского университета на темы: «Профилактика насилия в семье», «Маркеры суицидального риска», провела практикум «Как разговаривать с подростком».

свернуть

"Воспитание вежливости"

25.11.2023

В ГУО "Средняя школа 18 г. Витебска имени В.С. Сметанина" 25.11.2023 для родителей 1-4 классов был проведен родительский университет на тему: "Воспитание вежливости".
Целью мероприятия было познакомить родителей с ролевыми играми по воспитанию вежливости детей.

свернуть

"Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

28.10.2023

В ГУО " Средняя школа 18 г. Витебска имени В.С. Сметанина" 28.10.2023 г для родителей 5 - 11 классов был проведен родительский университет на тему "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье".
Целью мероприятия было познакомить родителей с формами жестокого обращения с детьми, дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их.

свернуть

Адаптация младших школьников

30.09.2023

✔Как помочь преодолеть первые школьные трудности? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в рамках "Родительского университета" .

свернуть

Тематический план родительского университета 2023/2024

Тематический план

 родительского университета

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 18 г. Витебска имени В.С.Сметанина»

на 2023/2024 учебный год

Тема

Класс

Срок проведения

Форма проведения

Ответственные

I четверть

Адаптация учащихся в первом классе

1кл.

23.09.2023

Лекция

Педагог-психолог Парфененкова Ю.А.

Личностные особенности младших школьников

2-4 кл.

28.10.2023

Лекция

Педагог-психолог

Болчанина А.Ю.

Профилактика жестокого обращения с детьми

5-11 кл.

28.10.2023

Круглый стол

Педагог социальный

Мезавцова Д.В.

II четверть

Главные правила здорового образа жизни

1-4 кл.

25.11.2023

Круглый стол

Педагог социальный

Гриневич В.О.

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

5-9 кл.

23.12.2023

Лекция

Педагог социальный

Мезавцова Д.В.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты

10,11 кл.

25.11.2023

Круглый стол с элементами тренинга

Педагог-психолог

Болчанина А.Ю.

 

 

 

III четверть

Отношения в семье как основа взаимопонимания

 

1-4 кл.

27.01.2024

Беседа

Педагог социальный

Гриневич В.О.

Виртуальная реальность: возможности и опасности

 

5-9 кл.

23.03.2024

Дискуссия

Педагог-психолог

Болчанина А.Ю.

Факторы, влияющие на выбор профессии

10,11 кл.

24.02.2024

Круглый стол

Педагог социальный

Мезавцова Д.В.

IV четверть

Поощрение и наказание детей в семье

1-4 кл.

25.05.2024

Круглый стол с элементами тренинга

Педагог-психолог

Болчанина А.Ю.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять

5-9 кл.

25.05.2024

Семинар-практикум

Педагог социальный

Гриневич В.О.

Опасности свободного времяпровождения подростков

10,11кл.

27.04.2024

Круглый стол

Педагог социальный

Мезавцова Д.В.

свернуть

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

24.12.2022

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Цель: демонстрация родителям двух взглядов на воспитание детей мужского и женского.

Задачи: привлечь внимание родителей к вопросам полового воспитания детей и роли семьи в этом вопросе.

Ход занятия: Уважаемые родители! Сегодня мы очень рады встретиться с вами, чтобы обсудить вопросы воспитания мальчиков и девочек. “Кто родится? Мальчик или девочка?” – вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидят общественные стереотипы – представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами? Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентификации ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу. Воспитание, как известно, начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную полу модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но как показали анкеты, которые вы заполняли, не все владеют такой информацией, и не все считают, что половое просвещение необходимо. В рамках воспитания происходит и половая идентификация ребенка – он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала через подражание взрослым ребенок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребенка, и он подражает взрослому, копируя, к сожалению, даже вредные социальные привычки, например курение, пьянство, брань. Ребенок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки – на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сестрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее. Если в семье отсутствует папа, то мальчик может развиваться как девочка: у него могут сформироваться покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому маме, одной воспитывающей ребенка, необходимо предоставлять сыну возможность общаться с взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями. Несмотря на то, что бы мы не говорили о воспитании, у Вас у каждого своя точка зрения на воспитание ребенка Упражнение “Вопрос – ответ”. Вопросы для обсуждения: Как часто Вы даете ребенку возможность проявить себя как мужчина? Какой пример внимательного отношения к женщине (маме) Вы показываете своему сыну? Что, на Ваш взгляд, является главным в воспитании девочки? Что является, для Вас, главным признаком женственности? Задумываетесь ли Вы о том, что общаясь с супругом (супругой) Ваше поведение является образцом для подражания? Либо ребенок устанавливает свои правила поведения? Чтобы разобраться в проблеме воспитания мальчиков и девочек предлагаем Вам ряд рекомендаций. «Из чего же сделаны ДЕВОЧКИ?» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими! - Я тебя так люблю. - Ты у меня просто чудо, подарок судьбы. - Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю. - Ты украшаешь мою жизнь. Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс. Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей. Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику. Девочки ориентированы больше на отношения между людьми. РЕКОМЕНДАЦИИ родителей (мам) по воспитанию девочек. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённсоть её поступками, родители формируют её позитивную самооценку. У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению. Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства. «Из чего же сделаны МАЛЬЧИКИ?» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других – любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Доверять – значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что, в конце концов, все будет хорошо. Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно. Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха. РЕКОМЕНДАЦИИ родителей по воспитанию мальчиков. Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно). Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок. Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность – разрешать плакать, например (т. е. разрешать быть естественными). Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину. Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность! Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу! Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия. Использовать юмор в общении – для снижения агрессивности и страха перед ответственностью. Обязательно должен быть физический, телесный контакт – для повышения самооценки мальчика. Мальчик – это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь в виду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника. Мама – ЗАБОТИТСЯ, а папа – ФОРМИРУЕТ мужчину. Наша встреча подошла к концу. В рамках одной встречи невозможно осветить все вопросы воспитания детей, но надеемся, наши рекомендации помогут Вам определиться в направлении воспитания дочери и сына.

свернуть

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты

26.11.2022

«Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты».Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
• чувствительность к оценке посторонних своей внешности
• крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
• внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
• Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
• Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
• Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
• Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
• Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
• Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
• Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

свернуть

"Профилактика жестокого обращения с детьми" для родителей учащихся 5-7 классов.

22.10.2022

✔️ 22.10.2022г. состоялся Родительский университет по теме "Профилактика жестокого обращения с детьми" для родителей учащихся 5-7 классов. Цель данного мероприятия: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру.

свернуть

Как помочь преодолеть первые школьные трудности? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?

28.09.2022

✔Как помочь преодолеть первые школьные трудности? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в рамках "Родительского университета" .

свернуть