РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Тематический план
Родительского университета
ГУО «Средняя школа № 18г.Витебска имени В.С. Сметанина»
на 2024/2025 учебный год

 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

  • формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
  • повышение интереса родителей к самообразованию;
  • удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

 

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1-е классы

 

 

 

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

сентябрь

лекция

Педагог-

психолог

Зорко А.Ю.

Тема 2. Режим дня школьника.

ноябрь

практикум

Классный руководитель, медицинский работник

Тема3.Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

   январь

круглый стол

Педагог социальный Мезавцова Д.В.

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

апрель

практикум

Педагог-

психолог

Зорко А.Ю.

2-е классы

 

 

 

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

октябрь

беседа

Классный руководитель

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

декабрь

практикум

Медицинский работник

Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

февраль

практикум

Педагог-

психолог

Зорко А.Ю.

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

май

мастер-класс

Классный руководитель

3-е классы

 

 

 

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

сентябрь

практикум

Классный руководитель

Тема2.Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

декабрь

лекция

Педагог-

психолог

Зорко А.Ю.

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

январь

беседа

Педагог социальный. Гриневич О.В.

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

апрель

практикум

Педагог-

психолог

Зорко А.Ю.

4-е классы

 

 

 

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

сентябрь

лекция

Педагог-

психолог

Зорко А.Ю.

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

декабрь

круглый стол

Педагог социальный Мезавцова Д.В.

Тема 3. Ребенок и компьютер.

январь

практикум

Медицинский работник

Тема 4. Книги в жизни школьника.

май

круглый стол

Классный руководитель

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

                                   для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

5-е классы

 

 

 

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

сентябрь

практикум

Педагог-психолог Козлова Е.В.

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

ноябрь

круглый стол

Классный руководитель

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

февраль

лекция

Медицинский работник

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

май

дискуссия

Педагог социальный. Гриневич О.В.

6-е классы

 

 

 

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

сентябрь

лекция

Классный руководитель

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

декабрь

практикум

Педагог социальный Мезавцова Д.В.

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

март

беседа

Педагог-психолог Козлова Е.В.

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

май

конференция

Педагог социальный Гриневич О.В.

7-е классы

 

 

 

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

октябрь

лекция

Педагог-психолог Козлова Е.В.

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

декабрь

круглый стол

Педагог социальный Мезавцова Д.В.

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

март

практикум

Педагог социальный Гриневич О.В.

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

май

беседа

Классный руководитель

8-е классы

 

 

 

Тема 1. Жизненные цели подростков.

октябрь

лекция

Классный руководитель

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

декабрь

конференция

Педагог социальный Мезавцова Д.В., инспектор ИДН

Тема 3. Осторожно: суицид.

март

практикум

Педагог-психолог Козлова Е.В.

Тема4.Культура поведения в конфликтных ситуациях.

май

круглый стол

Педагог социальный Гриневич О.В.

9-е классы

   

 

Тема 1. Портрет современного подростка.

сентябрь

 конференция

Классный руководитель

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

ноябрь

беседа

Педагог-психолог Козлова Е.В.

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

февраль

 практикум

Педагог социальный Гриневич О.В.

Тема4.Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

апрель

практикум

Педагог социальный  Мезавцова Д.В.

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

 

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

10-е классы

 

 

 

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

сентябрь

лекция

Педагог социальный  Мезавцова Д.В.

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

ноябрь

беседа

Классный руководитель

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

февраль

круглый стол

Медицинский работник

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

апрель

практикум

Педагог-психолог Козлова Е.В.

11-е классы

 

 

 

Тема1.Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

ноябрь

практикум

Педагог социальный  Мезавцова Д.В.

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

январь

конференция

Педагог социальный Гриневич О.В.

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

апрель

круглый стол

Классный руководитель

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

май

практикум

Педагог-психолог Козлова Е.В.

 

"Режим дня школьника"

09.11.2024

На этой неделе в нашей школе состоялся родительский университет. Очередная встреча была посвящена теме "Режим дня школьника". Как составить режим дня первоклассника и на что обратить внимание, обсудили участники университета под руководством Соловьёвой Анны Павловны.
Полученная информация поможет родителям сбалансировать нагрузку учащихся, приучить их организм к определённому распорядку и повысить стрессоустойчивость.

свернуть

"Жизненные цели подростков"

26.10.2024

26 октября 2024 года, взгляд Родительского университета был направлен на жизненные цели подростков. Ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Но дети растут, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы. Дети поддаются влиянию компании, в которой оказываются, порой страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают их понимать. Почему так происходит? Что же делать? Какие цели должны быть у подростка и как их достигнуть? На все эти вопросы Родительский университет нашёл ответы! Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели. Поэтому, прежде всего – СТАНЬТЕ САМИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПРИМЕРОМ ВАШИМ ДЕТЯМ!

свернуть

"Психологические и физиологические особенности семикласников"

19.10.2024

19.10.2024 педагогом-психологом Козловой Е.В. проведена лекция в рамках Родительского университета "Психологические и физиологические особенности семикласников" . Родители узнали о возрастных особенностях 13-14 летних подростков, специфике развитития памяти, внимания, мышления в этом возрасте, здоровья и полового созревании. Получили рекомендации "Как справиться с подростковым кризисом", памятки по общению с подростком.

свернуть

Адаптация ребенка в новом коллективе

08.10.2024

08.10.2024 в рамках Родительского университета проведена групповая консультация педагога-психолога Козловой Е.В.
с родителями учащихся 5 "Б" класса на тему: "Адаптация ребенка в новом коллективе". Родители были проинформированы о трудностях, которые возникают в процессе адаптации учащихся в 5 классе, получили рекомендации по поддержке ребенка в адаптационный период.

свернуть

Как родители могут помочь ребенку учиться

05.10.2024

В субботу, 05.10.2024 года,был проведён родительский университет по теме «Как родители могут помочь ребенку учиться», на котором были рассмотрены следующие вопросы:

- пути преодоления неуспеваемости;

- как готовить домашнее задание.

В ходе беседы были рассмотрены несколько ситуаций, с которыми могут столкнуться родители при подготовке с ребенком домашнего задания. Также родители были ознакомлены с режимом и правилами школы.
В конце беседы психолог школы дала рекомендации родителям.

свернуть

Адаптация учащихся в первом классе

21.09.2024

Педагог-психолог Зорко А.Ю. выступила в рамках Родительского университета на тему:«Адаптация учащихся в первом классе», также педагог-психолог дала рекомендации для родителей по адаптации первоклассников к школе.

свернуть

Психологическая подготовка будущих первоклассников к школе

27.05.2024

Проведена консультация педагога-психолога родителей будущих первоклассников "Психологическая подготовка будущих первоклассников к школе".

свернуть

Поощрение и наказание

27.05.2024

Педагог-психолог Козлова Е.В. выступила в рамках Родительского университета на тему: "Поощрение и наказание".

свернуть

Опасности свободного времяпровождения подростков

27.04.2024

Подростки как особая возрастная и социальная группа в большей степени подвержены влиянию негативных тенденций современного общества. Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия общественных трансформаций. Склонность подростка к риску – это способ заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом – значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых. Экстремальный досуг, без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.

 

 В своих научных трудах ученые подчеркивают, что полноценное становление личности подростка невозможно в рамках узкого семейного круга. Поэтому основным фактором социализации детей подросткового возраста являются взаимоотношения, складывающиеся в группе сверстников.

     Склонность подростка к риску – это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом – значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых.

Экстремальный досуг без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.

В присутствии сверстников подростки рискуют в два раза чаще. Это связано с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние не способны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание.

Психофизиологические особенности подросткового возраста объясняют причины рискованного поведения несовершеннолетних. Причины эти скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные вещества.

 

 

Виды экстремальных досуговых предпочтений подростков

Вид экстремального досуга

Ситуация экстремального поведения

Альтернативные виды досуга

1. Руфинг

Прогулки по крышам высотных зданий

Полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором

2. Скайуокинг

Покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения

Полет на воздушном шаре, скалолазание, прыжок с парашютом с инструктором

3. Диггерство

Спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и т. д.)

Изучение истории, поездка в археологический лагерь

4. Сталкерство

Посещение и изучение заброшенных мест

Туристические походы – пешие и на байдарках, изучение истории

5. Зацепинг

Проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке)

Любые кружок или секция, способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям

6. Бейскламбинг

Подъем на большую высоту без страховки

Полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора

7. Планкинг

Основное правило планкинга – лежать на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах – на крыше, на переходе и т. д.

Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика

8. Акрострит

Уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто

Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика

9. «Собачий кайф»

Намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа»

Объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и т. д.)

10. Паркур

«Рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и т. д.). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки и т.д.

Гимнастика, легкая атлетика

 

Немаловажную роль в популяризации экстремального времяпрепровождения играет активное общение в социальных сетях Интернета. Виртуальное общение заменяет друзей и родителей, данная зависимость в подростковой среде показывает тенденцию роста. Компьютерные игры уводят подростков в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игра позволяет совершать действия и исправлять их, возвращаясь на несколько шагов назад. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность, отсутствие навыка рационального использования свободного времени.

Особое внимание родителей следует обратить на общение с подростком, увлекающимся экстремальными видами досуга, а именно:

  • необходимо знать обычное для подростка место времяпровождения, круг общения, особенности поведения;
  • расположить его к доверию и рассказать о рисках экстрима;
  • объяснить, что риск – благородное дело, и он может быть оправдан только спасением чьей-либо жизни;
  • предложить ему выбрать по душе любой вид спорта, боевого искусства: дзюдо, карате, кикбоксинг;
  • понять подростка и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким.
свернуть

«Виртуальная реальность: возможности и опасность»

23.03.2024

23 марта 2024г. в рамках  Родительского университета педагог-психолог Козлова Елена Валерьевна провела консультацию с законными представителями 5 «А» класса на тему: «Виртуальная реальность: возможности и опасность»

свернуть

«Профилактика насилия в семье», «Маркеры суицидального риска», провела практикум «Как разговаривать с подростком».

21.03.2024

21.02.2024г. Педагог-психолог школы Козлова Елена Валерьевна выступила перед законными представителями учащихся в рамках Родительского университета на темы: «Профилактика насилия в семье», «Маркеры суицидального риска», провела практикум «Как разговаривать с подростком».

свернуть

"Факторы, влияющие на выбор профессии"

24.02.2024

24.02. 2024 года прошёл родительский университет
"Факторы, влияющие на выбор профессии". Перед родителями выступили представители различных учреждений образования.

свернуть

«Отношения в семье как основа взаимопонимания»

27.01.2024

Семье принадлежит основная общественная функция воспитание детей. Для маленьких детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в  единстве         с        семьей      специалистами-педагогами                                            на    основе     научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей, которые являются основой взаимопонимания.

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его                 возрастающей  самостоятельности.          Любовь                к                                   ребенку      носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя – они распускаются»).

Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому, что чувства его не отозвались  на      такое                обращение           взрослого. Характер       у   ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто     возникающее                у    сына или        дочери      чувство     личной неполноценности становится основой неуверенности к себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.

«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, говорят иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение

постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

В семьях, где преобладает взаимопонимание, дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома, и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям, и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность человека.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни, друг к другу, становятся образцом для подражания. К сожалению, дети подражают, нередко, и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознаны.              Часто              повторяющиеся                   негативные         примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы        неблагоприятная             семейная                   обстановка,         поэтому      важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с близкими, соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.

Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует совместно организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное            дело      и                       трудиться,   играть,     читать,           осуществляя       это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными,     активнее          приобщаются              к    жизни       семьи,     что способствует взаимопониманию и уважению.

Советы родителям:

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Бездуховность условие для проступков и преступлений в этом мире. Общайтесь с детьми как можно чаще.

Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научится вас слушать. Помните, что если вы человек добрый, вас будут окружать добрые

люди, если вы человек злой – то злые. Будьте милосердны!

Счастливым можно быть, если «дома папа, мама, лампа светит на столе…»

свернуть

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

23.12.2023

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Цель: демонстрация родителям двух взглядов на воспитание детей мужского и женского.

Задачи: привлечь внимание родителей к вопросам полового воспитания детей и роли семьи в этом вопросе.

Ход занятия: Уважаемые родители! Сегодня мы очень рады встретиться с вами, чтобы обсудить вопросы воспитания мальчиков и девочек. “Кто родится? Мальчик или девочка?” – вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидят общественные стереотипы – представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами? Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентификации ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу. Воспитание, как известно, начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную полу модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но как показали анкеты, которые вы заполняли, не все владеют такой информацией, и не все считают, что половое просвещение необходимо. В рамках воспитания происходит и половая идентификация ребенка – он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала через подражание взрослым ребенок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребенка, и он подражает взрослому, копируя, к сожалению, даже вредные социальные привычки, например курение, пьянство, брань. Ребенок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки – на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сестрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее. Если в семье отсутствует папа, то мальчик может развиваться как девочка: у него могут сформироваться покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому маме, одной воспитывающей ребенка, необходимо предоставлять сыну возможность общаться с взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями. Несмотря на то, что бы мы не говорили о воспитании, у Вас у каждого своя точка зрения на воспитание ребенка Упражнение “Вопрос – ответ”. Вопросы для обсуждения: Как часто Вы даете ребенку возможность проявить себя как мужчина? Какой пример внимательного отношения к женщине (маме) Вы показываете своему сыну? Что, на Ваш взгляд, является главным в воспитании девочки? Что является, для Вас, главным признаком женственности? Задумываетесь ли Вы о том, что общаясь с супругом (супругой) Ваше поведение является образцом для подражания? Либо ребенок устанавливает свои правила поведения? Чтобы разобраться в проблеме воспитания мальчиков и девочек предлагаем Вам ряд рекомендаций. «Из чего же сделаны ДЕВОЧКИ?» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими! - Я тебя так люблю. - Ты у меня просто чудо, подарок судьбы. - Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю. - Ты украшаешь мою жизнь. Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс. Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей. Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику. Девочки ориентированы больше на отношения между людьми. РЕКОМЕНДАЦИИ родителей (мам) по воспитанию девочек. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённсоть её поступками, родители формируют её позитивную самооценку. У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению. Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства. «Из чего же сделаны МАЛЬЧИКИ?» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других – любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Доверять – значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что, в конце концов, все будет хорошо. Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно. Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха. РЕКОМЕНДАЦИИ родителей по воспитанию мальчиков. Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно). Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок. Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность – разрешать плакать, например (т. е. разрешать быть естественными). Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину. Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность! Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу! Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия. Использовать юмор в общении – для снижения агрессивности и страха перед ответственностью. Обязательно должен быть физический, телесный контакт – для повышения самооценки мальчика. Мальчик – это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь в виду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника. Мама – ЗАБОТИТСЯ, а папа – ФОРМИРУЕТ мужчину. Наша встреча подошла к концу. В рамках одной встречи невозможно осветить все вопросы воспитания детей, но надеемся, наши рекомендации помогут Вам определиться в направлении воспитания дочери и сына.

свернуть

"Главные правила здорового образа жизни"

25.11.2023

В ГУО "Средняя школа 18 г. Витебска имени В.С. Сметанина" 25.11.2023 для родителей 1-4 классов был проведен родительский университет на тему: "Главные правила здорового образа жизни".
Целью мероприятия было познакомить родителей с правилами ЗОЖ.

свернуть

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты

25.11.2023

«Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты».Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
• чувствительность к оценке посторонних своей внешности
• крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
• внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
• Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
• Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
• Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
• Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
• Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
• Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
• Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

свернуть

«Личностные особенности младших школьников»

28.10.2023

28.10.2023 года  прошел родительский университет для родителей учащихся 2-4 классов «Личностные особенности младших школьников». Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками. Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и в школе. В школе ребенок впервые встречается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Дети младшего школьного возраста уже готовы к выполнению этих требований. Как уже говорилось, поступая в школу, они стремятся занять новую социальную позицию, с которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носителем общественных требований. Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил.

свернуть

"Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

28.10.2023

В ГУО " Средняя школа 18 г. Витебска имени В.С. Сметанина" 28.10.2023 г для родителей 5 - 11 классов был проведен родительский университет на тему "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье".
Целью мероприятия было познакомить родителей с формами жестокого обращения с детьми, дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их.

свернуть

Как помочь преодолеть первые школьные трудности? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?

23.09.2023

✔Как помочь преодолеть первые школьные трудности? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в рамках "Родительского университета" .

свернуть
поделиться в: